Окна - архитектура и история.
Во все времена окна играли очень важную роль при проектировании зданий. Процесс их установки не так прост, как может показаться на первый взгляд, и поэтому всегда требовал от архитекторов дополнительного внимания. Независимо от исторической эпохи, особую важность в этом деле представляли следующие процессы:
- правильное размещение окна в стене;
- подбор подходящего размера проемов;
- определение формы перемычек;
- изготовление предпочитаемых оконных переплетов.
Конструкция устанавливаемых окон всегда напрямую зависела от назначения здания и функций, возлагаемых на них. Окна должны были подчеркивать не только красоту интерьера, но и обеспечивать идеальную степень комфортности жилья, в котором они располагались. По такому принципу создавались фасады, отражающие вкус определенного промежутка времени, который сейчас воспринимается нами как стиль в архитектуре.
Любое современное стилевое направление при этом всегда развивалось и развивается с учетом опыта прошлого. Поэтому все стили необходимо рассматривать в контексте общего исторического процесса.
Окна зданий эпохи барокко (ХVIII век - начало ХIХ века)
Этот период отмечался разнообразием, пышностью и декоративностью. Типичное окно на тот момент имело крупный размер и было разделено большим количеством деревянных или свинцовых переплетов разной толщины. Встречались оконные проемы в виде прямоугольника, эллипса, круга и других различных форм.
Именно в это время появились первые штульповые окна, которые могли открываться буквально настежь. В связи с отсутствием возможности производить в эпоху барокко большие стекла, использовались окна с мелкими членениями. Первоначально в их производстве применялось одинарное остекление, а на зимний холодный период в проемы дополнительно вставлялись еще одни рамы.
Влияние классицизма на оконное производство (ориентировочно до 1870 года)
Этот временной период охарактеризовался простыми, но изысканными формами окон. Важным отличительным признаком эпохи классицизма стали крестообразные окна, разделенные переплетами на четыре части, с заметно преобладающими по размеру нижними створками.
Окна зачастую выполнялись с горизонтальным импостом и вертикальной притворной планкой – штульпом. Иногда они также дополнялись горбыльками (так называемыми фальшпереплетами) либо изогнутыми перемычками, стрела подъема которых составляла одну седьмую часть ширины окна.
Окна с раздельными переплетами этого периода позже сохраняли передовые позиции еще практически целый век.
Особенности периода эклектики (с 1872 года до начала ХХ столетия)
Окна этой эпохи в истории отличались Т-образным переплетом с горизонтальным импостом в центре и разделяющим вертикальным штульпом под ним снизу. При этом оконная фрамуга была цельной и не разделялась переплетом.
Формы окон были позаимствованы из предыдущих стилей и по-прежнему остались удлиненными в вертикальном направлении. Такие варианты преобладали в архитектуре Санкт-Петербурга в период бурного строительства города, который как раз пришелся на это время, а также Москвы.
Помимо этого, зачастую можно было обнаружить окна с форточкой, расположенной под средником. В этом случае окно дополнялось еще одним более тонким горизонтальным переплетом.
Окна эпохи модерна (начиная с 1900 года)
Этот стиль в архитектуре был пропитан духом свободы и раскрепощенности, что получило отражение, прежде всего, в большом разнообразии уникальных оконных форм на одном фасаде.
Особым признаком нового современного стиля стала мелкая разбивка поверхности фрамуги горбыльками. При этом нижняя часть окна отличалась створками с цельными стеклами.
Широкое распространение также получили трехстворчатые окна со средниками. При этом средняя поворотная створка была широкой, а боковые – узкими и зачастую глухими.
Эпоха отмечена еще и появлением региональных стилей. В таких городах, как Петербург и Хельсинки, в это время зародился так называемый северный модерн, характеризующийся окнами с мелко расчлененной горбыльками верхней частью в форме трапеции.
Характерные нюансы функционализма (в период с 1910 года)
В этом стиле очень большое значение придавалось учету функциональных особенностей здания. Окна отличались несимметричностью, створки зачастую кардинально отличались друг от друга в размере. Также популярным стало остекление больших поверхностей и ленточное остекление, когда несколько оконных блоков выстраивались в ряд и последовательно соединялись между собой.
Функционализм в производстве окон распространен и в настоящее время. Хотя в последние несколько десятилетий все же наметилась тенденция в стремлении отталкиваться в этом деле в первую очередь от эстетических качеств выбираемого изделия. Постмодернизм и другие последующие архитектурные стили стали противоречить принципам функционализма и частично сместили его с передовых позиций.
Архитектурные возможности пластиковых окон из поливинилхлорида (ПВХ) в современном мире отличаются широким разнообразием. Развитие индустрии оконных систем достигает на данный момент таких высот, что позволяет архитекторам успешно создавать выразительные фасады какого угодно уровня сложности и на любой вкус. Практически каждый архитектурный стиль оконного мастерства сейчас можно с легкостью воспроизвести в интерьере, учитывая даже самые неординарные пожелания заказчика.